Тесты при подготовке марафонца
Четко организованную систему комплексного контроля, как при подборе специалистов (спортивного врача, педагога, психолога и т.д.), так и при использовании всех видов контроля (поэтапного, текущего, оперативного), предполагает подготовка квалифицированных спортсменов. Несмотря на то, что организация тренировочного процесса любителей бега не нуждается в широком круге специалистов, но все-таки необходимо использование доступных тестов, отражающих текущее, этапное и оперативное состояния тренирующихся. Спортсменам и тренерам ннеобходимо учитывать несколько правил при выборе тестовых процедур:
— тесты должны объективно оценивать качество;
— естественным путем вписываться в тренировочный процесс, и при этом не нарушать его организацию;
— не должно возникать непривычных задач перед организмом спортсмена.
Из существующих педагогических тестов, отображающих этапное состояние спортсменов, необходимо выделить контрольные упражнения наиболее близкие по специализации к марафону. К этим упражнениям относятся контрольные тестовые пробежки на дистанциях от 20 до 50 км, а также соревновательный бег на дорожке стадиона и шоссе, который проводится на дистанциях 10, 15, 20, 25, 30 км. Следует отметить, что через 6-8 недель после целенаправленной тренировки нужно планировать проведение этапного контроля.
За это время должны произойти достоверные сдвиги в росте специальной подготовленности спортсменов. Также необходимо исключить в контрольных прикидках частое прохождение соревновательных или приближенных к соревновательным дистанций, поскольку такого типа нагрузки способствуют появлению утомляемости, и после них нужно восстанавливаться довольно долго. Педагогические тесты можно дополнить разными стандартными нагрузками в виде повторных или интервальных разновидностей бега. Такими как: 3х 5000 м, 5х 3000 м, 10-15х 1000 м.